Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что на сегодняшний день многие люди молодого возраста либо остаются безработными, либо не могут найти себя в выбранной профессии вследствие отсутствия должного интереса к ней, а также выраженных способностей, которые могли бы позитивно повлиять на карьерный рост. Кроме того, оставляет желать лучшего и мотивация современной молодежи к построению профессиональной карьеры.
Зачастую это связано с тем, что школы не оказывают нужной информационной и психологической поддержки своим выпускникам, не дают им возможности уже в подростковом и юношеском возрасте определиться со своими профессиональными интересами, что негативно влияет на будущее.
Кроме того, в российском государстве нет универсальных программ профессиональной ориентации молодежи, к тому же СМИ навязывают подросткам и лицам юношеского возраста неправильные понятия, связанные с востребованностью той или иной профессии, что приводит к формированию ложных ориентиров, переизбытку специалистов в одной отрасли и острой нехватке – в другой.
Цель курсовой работы – провести сравнительный анализ особенностей профессионального становления личности в подростковом и юношеском возрасте.
Объект курсовой работы – профессиональное становление личности.
Предмет курсовой работы – особенности профессионального становления личности в подростковом и юношеском возрасте.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Рассмотреть профессию и карьеру как социально-психологические явления.
2. Изучить понятие и основные этапы профессионального становления личности.
3. Проанализировать особенности профессиональной ориентации подростков.
4. Охарактеризовать факторы профессионального становления личности в юношеском возрасте.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, классификация, синтез, хронологический, историографический, моделирование.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на 4 параграфа, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1. Профессия и карьера как социально-психологические явления
В научной литературе сравнительно редко рассматривается множество условий разной природы в их единстве – физических, психологических, социальных – как условий карьерного продвижения: индивидуальные качества людей и ограниченный круг должностей, на которые могут выдвигаться достойные кандидаты; способности человека, его подготовленность, профессиональный потенциал и ограниченное время активного карьерного роста («сензитивного периода»), за границами которого мотивация резко ослабевает; чрезвычайно важная роль первого руководителя, всех прямых руководителей в становлении карьеры работника; влияние коллег и оппонентов, факторы «управленческих команд», т.е. карьерное продвижение членов спаянных групп, оттесняющих всех «независимых кандидатов»; исторические и социальные условия, «призывающие» лиц с ситуативно требуемыми качествами, и др. Феномен карьеры чаще объясняется как следствие собственных, индивидуальных качеств человека (его способностей, знаний и умений, ценностей и мотивов и пр.), либо, напротив, как следствие реализации тех или иных социальных технологий .
Профессия – это специфическая деятельность человека, требующая специальных знаний и навыков в той или иной области, которую личность приобретает в результате обучения, теоретической и практической подготовки, а также опыта, накопленного в процессе работы.
Приобретение профессии осуществляется в специальных, средних специальных (технические школы, колледжи, школы) и высших учебных заведениях (институт, университет, консерватория, семинария, академия, школа-студия и т.д.) .
Средние специальные учебные заведения, как правило, обучают специалистов в области промышленности, сельского хозяйства, строительства, здравоохранения и т.д. Технические средние специальные учебные заведения называются профессионально-техническими училищами. Выпускники подобных учебных заведений являются непосредственными исполнителями работы, помощниками специалистов среднего и высшего уровня или организаторами труда менее квалифицированных сотрудников в различных областях.
В средних специальных учебных заведениях, называемых училищами, обучаются экономике, педагогике, медицине. Существуют также театральные, художественные, военные училища, которые иногда называют школами. Выпускники колледжей часто впоследствии поступают в высшие учебные заведения, чтобы продолжить учебу и повысить свою профессиональную квалификацию .
Высшие учебные заведения обучают высококвалифицированных специалистов в различных областях науки, культуры, педагогики, экономики, юриспруденции, медицины, военного дела, духовного образования и т.д.
Список профессий очень разнообразен и включает в себя множество областей, в которых, в свою очередь, есть специальности. По определению термин «специальность» близок к понятию профессии. Это система знаний, навыков и умений, специфическая и ориентированная на определенную локальную область профессии .
Например, в медицинской профессии врачи имеют разные специальности – хирурги, терапевты, онкологи, неврологи и т.д.; в педагогике – учителя по разным предметам, в киноиндустрии – актеры, режиссеры, сценаристы, каскадеры, операторы и т.д.
Профессия часто становится бизнесом, который является основным источником дохода, поэтому он считается синонимом слова «работа». Профессия объединяет людей одного профиля знаний в профессиональном сообществе с такими же интересами, мыслями, образом жизни, устремлениями.
Профессия позволяет человеку получить жизненную цель, выбрать свой собственный путь, получить необходимый для успеха социальный статус и обеспечить себя материально .
Профессионал – этот тот человек, который постоянно растет и развивается в своей области, приобретает опыт, улучшает свою квалификацию. Профессионал всегда движется по карьерной лестнице, занимает все более высокие позиции, повышает свой доход и, соответственно, материальные условия жизни. Поэтому овладение профессией дает много преимуществ в улучшении и стабилизации жизни и уверенности в будущем .
Карьера – продвижение в полученной профессии, успех в жизни.
В теории управления персоналом карьера является результатом сознательной позиции и поведения человека в сфере труда, связанной с официальным или профессиональным ростом.
Карьера – это траектория профессионального движения – человек строит себя, соответствуя характеристикам внутри- и внеорганизационной реальности и, самое главное, своим целям, желаниям и отношениям .
Существует несколько фундаментальных траекторий человеческого движения в профессии или организации, которые приводят к различным видам карьеры .
Профессиональная карьера – рост знаний, навыков, умений каждого человека. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одном, линия движения, выбранная в начале профессионального пути) или транспрофессионализации (овладение другими сферами человеческого опыта, более вероятно, связанными с расширением инструментов и сфер деятельности).
Есть основания рассматривать профессиональную карьеру (ПК) не как одну из характеристик субъекта, а именно как социально-психологический феномен, сущностные свойства которого выявляются в пространстве, во времени, в динамике их взаимодействия . Выделяя как отдельные предметы исследования – темпоральные характеристик профессиональной карьеры, сопряженной профессиональной карьеры и динамики умственной работоспособности, - можно констатировать следующее.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверьянова С.М., Никольская А.А., Петров Г.В. Принципы кадрового и материально-технического обеспечения современного психологического центра для подростков. Проблема организации и проведения программ по профессиональной ориентации // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы управления образованием в современном мире». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2018. – С. 46–52
2. Акбиева З.С., Гамзатова З.Г. Этнические особенности личности как детерминанта профессионального самоопределения / Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2015. Т. 30. № 4. С. 229-237.
3. Аксенова Г.И., Кожевникова Е.Н. Профессиональная подготовка психолога уголовно-исполнительных инспекций к работе с несовершеннолетними осужденными / Уголовно-исполнительное право. 2015. № 2 (20). С. 116-120.
4. Афанасьева И.А., Рыбников О.Д. Технологии организации профориентационной работы. – Омск: Издательство Омского государственного университета, 2017. – 288 с.
5. Бадалян В.И. Психология подростков и молодежи. Учебное пособие. – М.: Издательство Московского педагогического института, 2015. – 188 с.
6. Батаева М.Д. Особенности смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте в контексте профессионального и личностного самоопределения студентов ВУЗа / Школа будущего. 2015. № 6. С. 129-135.
7. Валеева Ю.Р., Рябинкина А.Н. Представления о профессиональном будущем в юношеском возрасте / Современная психология и педагогика: проблемы и решения Сборник статей по материалам XII международной научно-практической конференции . 2018. С. 95-99.
8. Велижанина С.С. Организационные аспекты подготовки программ профессиональной ориентации: российский и зарубежный опыт // Вестник Дальневосточного федерального университета. Вып. 4. Социология и психология. – Владивосток: Издательство Дальневосточного федерального университета, 2017. – С. 15–27
9. Головченко И.А. Профессиональная ориентация молодежи. Теоретические и практические аспекты исследования проблемы // Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 2 – Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2017. – С. 33–48
10. Гришина И.А. Внутренние условия личностно-профессионального самоопределения в юношеском возрасте / Казанский педагогический журнал. 2015. № 4-1 (111). С. 159-164.
11. Данилевич Т.Н., Ахунова И.Г. Профессиональная направленность и ценностные ориентации в юношеском возрасте / Социальный мир: роль молодежи в решении проблем ХХI века Материалы XIII международной научно-практической конференции учащихся, студентов и молодых исследователей. Российский государственный социальный университет, филиал в г. Минске; Главный редактор С.А. Полетаев. 2016. С. 158-160.
12. Демченко И.С., Панкратова О.В. Профессиональная ориентация как форма работы практического психолога: основные принципы построения программ: проблемы и перспективы // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной социальной психологии». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2018. – С. 100–121
13. Ефименко А.С. Личностные предпосылки профессиональных предпочтений в юношеском возрасте / Бакалавр. 2017. № 9-10 (33-34). С. 10-12.
14. Жолудева С.В., Жулина Г.Н. Особенности взаимосвязи отношений с родителями и профессиональных установок в юношеском возрасте / Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 2. С. 126-131.
15. Иващенко С.В., Шиловская А.А. Принципы структурирования программ профессиональной ориентации: современные модели проведения профориентации в группах с разными возрастными характеристиками // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы социологии и психологии». – Калининград: Калининградский государственный университет им. И Канта, 2018. – С. 43–58
16. Карпович Т.Н. К проблеме интеллекта, коммуникативных и познавательных способностей / Психологическое сопровождение образовательного процесса. 2016. Т. 1. № 6-1. С. 9-15.
17. Киселева Н.А., Христенко В.А., Чудновская А.П. Основные направления психологии профессиональной деятельности: от древности до наших дней: историографический анализ // Сборник статей Красноярского государственного университета. Вып. 2. Социологические и психологические исследования. – Красноярск: Издательство Красноярского государственного университета, 2016. – С. 56–67
18. Костенко Н.Г. Особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте / Исследование различных направлений развития психологии и педагогики Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович . 2015. С. 146-148.
19. Кулькина У.Н., Козловская Н.В. Профессиональный личностный миф как основа профессионального самоопределения в юношеском возрасте / актуальные вопросы современной науки Сборник статей по материалам IX международной научно-практической конференции : В 2 частях. Ответственный редактор: Халиков А.Р.. 2018. С. 103-106.
20. Курбатова Е.Н. Методы профессиональной ориентации в психологии. – Самара: Издательский дом «Паритет», 2018. – 320 с.
21. Мантикова А.В. Структурно-динамический аспект мотивации учебной деятельности в старшем подростковом и юношеском возрасте /: Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность сборник статей Международной научно-практической конференции. Под ред. В.С. Белгородского, О.В. Кащеева, В.В. Зотова, И.В. Антоненко. 2016. С. 79-85.
22. Москвина Ю.В., Бобылева С.В., Малинина Н.С. Организация психологических исследований подросткового возраста. Проблемы и перспективы. – Самара: Юнион, 2017. – 344 с.
23. Нурмухамедов Т.Ф. Профессиональное самосознание в юношеском возрасте / Евразийский союз ученых. 2015. № 5-6 (14). С. 150-151.
24. Панов Б.А. Профессиональное самоопределение личности в юношеском возрасте: понятие, критерии и показатели эффективности / Инновационные технологии в науке нового времени Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян Асатур Альбертович. 2017. С. 163-165.
25. Парамонова Ю.А. Особенности профессиональных типов личности в юношеском возрасте / Научные исследования и разработки студентов Сборник материалов IV Международной студенческой научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 90-91.
26. Покровская С.Е. Профессиональная направленность личности в юношеском возрасте / Личностно-профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. Под редакцией Л.М. Митиной. 2018. С. 147-149.
27. Серебрякова Н.В., Стукалова Г.М., Кравченко И.А. Проблемы диагностики и коррекции профессиональных склонностей подростков. Взаимосвязь процесса адаптации подростков и их профессионального самоопределения. Результаты эмпирического исследования // Материалы научно-практической конференции «Развитие детской психологии в России и за рубежом». – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2018. – С. 60–74
28. Тарновская Е.В. Основы психологии профессионального становления. – Ярославль: Издательство Ярославского педагогического университета, 2017. – 220 с.
29. Финагентова А.Ю., Щербакова А.А. Потребности современных подростков и методы решения психологических их проблем в контексте деятельности современных образовательных учреждений // Педагогические исследования. – 2018. – № 1. – С. 99–112
30. Хвостовская И.И., Ларченко С.М., Корогодина Я.В. Специфика проведения профориентационной деятельности в современной российской практике: организационный и содержательный аспекты // Социально-психологические технологии. – 2016. – № 11. – С. 74–89
31. Хрисанфова И.А., Полушкина А.А., Оноприенко Г.В. Профессиональная ориентация как форма организации социальной и психологической работы: основные принципы и технологии построения тренинга и методика формирования стратегии проведения психологической работы // Материалы научно-практической конференции «Проблемы и перспективы организации социологических и психологических исследований в российском обществе». – Вологда: Вологодский государственный университет, 2018. – С. 99–114
32. Цыган И.О., Шутенко Е.Н. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности на профессиональный выбор в раннем юношеском возрасте / Интеграция наук. 2016. № 4 (4). С. 12-15.
33. Цыганкова М.Н. Субъектность как фактор личностного и профессионального самоопределения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в юношеском возрасте / Человеческий капитал. 2015. № 5 (77). С. 33-37.
34. Цыганкова М.Н. Формирование субъектности как фактор личностного и профессионального самоопределения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в юношеском возрасте / Вестник Московского института государственного управления и права. 2015. № 11. С. 90-94.
35. Чижикова М.И., Крутецкая В.И. Основные направления исследования психологических особенностей подросткового возраста // Проблемы современного образования. – 2017. – № 8. – С. 144–150
36. Яковенко И.А., Щербинина О.О., Ласточкина Г.Р. Современные аспекты профессиональной ориентации подростков и молодежи: основные принципы работы по профессиональному становлению детей и взрослых // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы практической психологии в России и за рубежом». – Астрахань: Астраханский государственный университет, 2018. – С. 99–113